Я уже писал о хороших и плохих источниках бизнес-идей. Хотел немного дополнить этот список, а также описать критерии отбора.
Источники идей
Для начала напомню основные тезисы о том, где искать интересные идеи.
- Использовать то направление, в котором сам долгое время являешься клиентом. То, где вы уже тратите деньги, решаете проблемы и всё равно чувствуете, что можно сделать лучше. Например, я понял, что уже больше 10 лет подряд довольно много денег трачу на образование. Но, запустив образовательный проект, я пытался брать деньги с людей за онлайн-курсы, хотя лично сам ни разу в жизни ни за один из них не заплатил ни копейки… Это к вопросу о честности к себе самому и к тому, что гораздо проще удовлетворить существующий спрос, чем пытаться создать новый. Не нужно сверхинноваций — достаточно решить уже существующую проблему с уже существующим платежеспособным спросом, просто чуть лучше (как это сделал Google во времена Yahoo) или немного другим способом (как это сделал Amazon, начав продавать книги через интернет).
- Копировать или покупать готовое, если это возможно. Если посмотреть на любой проект или гениальное изобретение поближе, окажется, что это всего лишь новая комбинация старых элементов. Нет ничего нового. Ни в музыке: Бетховен и Led Zeppelin пользовались шаблонами предшественников. Ни в физике: лазер и транзистор были изобретены на основе уже существующих элементов. Ни тем более в бизнес-системах. Лучшее, чего можно достичь, — это удачно скопировать уже существующие элементы и соединить их новым образом. Для этого нужно читать techcrunch.com, quora.com и другие похожие сайты. Общаться с конкурентами, инвесторами. Выписывать понравившиеся проекты и комбинировать между собой. Простое правило: если стоит выбор между а) купить, б) сделать самому точно так же, в) сделать самому по-другому, сначала стоит попытаться купить, а потом сделать самому точно так же. Попытки сразу сделать «самому и по-другому» обычно ничем хорошим не заканчиваются.
- Встраиваться в «пищевые цепочки». Если есть рынок iPhone, должен появиться рынок чехлов, а за ним — рынок дизайнеров чехлов, а за ним — рынок книг для дизайнеров чехлов для iPhone. И так везде. Рынок должен уже существовать, люди уже должны платить деньги и они должны быть доступны через какой-то вид рекламы. Если не встраиваться в какую-то цепочку и бороться за собственную «уникальность и независимость», скорее всего получится «сферический конь в вакууме».
Существует ещё несколько дополнительных источников идей:
- Услуги для мелкого бизнеса. Мелкий бизнес (рестораны, салоны красоты, химчистки, автосервисы и т. п.) очень разрознен и существует в каждом микрорайоне. Его сложно консолидировать, поэтому здесь лежит много возможностей. Groupon предложил приводить клиентов за скидки, Foursquare — за чекины, OpenTable — резервировать столики, ZocDoc — резервировать время приёма стоматологов. На этом поле всегда будет место для новых интересных проектов.
- Эксклюзив. Этому мало уделяют внимания, но долгосрочная прибыльность и богатство возможны только при наличии хоть какого-то эксклюзива. Вот тут можете прочитать об этом подробнее. Если говорить про продукт, то возможны всего 4 вида эксклюзива:
- вы его производите (например, вы автор книги или музыки);
- вы владеете эксклюзивными правами на издание (например, вы издательство, которое выкупило права у автора);
- у вас есть эксклюзив от какого-то крупного поставщика (например, вы эксклюзивный дистрибьютор Samsung на территории России);
- вы эксклюзивно владеете брендом и заказываете private-label товары в Китае, на которые потом в России наклеиваете собственную этикетку.
- Сервис для крупных компаний. Например, делать уборку территории для всех отделений «Сбербанка». Рынок услуг огромен и ненасытен — в отличие от рынка товаров, которыми люди достаточно быстро насыщаются. Плюс ко всему, начинать маленькую компанию как сервис для кого-то большого — это один из самых популярных методов создания бизнеса. У многих топ-менеджеров в крупных корпорациях со временем заводятся такие «карманные» (дочерние) сервисные организации.
- Франшизы. Делать из обычных бизнесов франшизу — пожалуй, самое гениальное бизнес-изобретение. Например, вы продаёте булки с котлетами, а потом это вырастает в McDonald’s, или блины — «Теремок». Для начинающих покупка франшизы часто — почти единственное разумное решение, ведь там все процессы отлажены, всему научат. «Бери больше, кидай дальше» — главное не ошибиться с выбором. Поэтому, решив открыть, например, медицинский проект, самый разумный подход — просмотреть все возможные франшизы и, если есть что-то близкое по духу вашей идее, покупать, не пытаясь делать самому.
- Устранять посредников и продавать напрямую. Всё, что мы покупаем в магазинах, имеет накрутку минимум 50%, — так устроен современный ретейл, поэтому любой, кто продает те же товары напрямую своей базе подписчиков по почте, по каталогам (ОТТО, KupiVip), может предложить значительную скидку либо иметь неплохую маржу.
- Продавать информацию. 80% людей в современном мире заняты только тем, что покупают и продают информацию. Нажимают на кнопки компьютеров, произносят слова на совещаниях, «шарят», «лайкают», готовят документы. Информация — это товар с очень интересными свойствами. Кто-то этот товар отдаёт бесплатно, например, я сейчас. А кто-то требует несколько миллионов долларов за несколько страниц текста (например, консультанты McKinsey).
- Звёзды и знаменитости. Это, по сути, как раскрученная медиаплощака, через которую можно продавать всё что угодно: от мастер-классов до шампуней и яхт.
Надеюсь, после прочтения этого списка в вашем блокноте появилось минимум 3-5 здравые идеи.
Далее нужно вкратце рассказать о том, какими вообще бывают проекты.
Типы проектов
Одна из самых удачных классификаций бизнесов, по моему мнению.
- «От продукта». Вы изобрели новый велосипед и ищете под него рынки. Сюда относятся все инновации. Вероятность провала — 99,9%. Но именно здесь появляются такие прорывные изобретения, как пенициллин, транзистор или компьютер. В этом случае я рекомендую почитать книгу Клейтона Кристенсена «Дилемма инноватора».
- «От ниши/рынка». Вы заядлый рыбак и у вас 100 таких же друзей. Вы знаете проблемы рыбаков и, если найдёте решение, сможете легко его продать. Прелесть такого подхода в том, что вы можете сделать большую наценку, так как ваше решение уникально и специализированно. Минус: возможно, ниша или рынок окажутся слишком маленькими или уже насыщенными конкурентами. Тут настоятельно всем советую почитать Тима Ферриса «4-часовая рабочая неделя». Не обращайте внимания на дурацкое название: книга действительно крутая.
- «От площадки/медиа». Допустим, вам принадлежит сайт avito.ru и вы можете продавать всё что угодно — от яхт до заколок. При таком подходе сложно набрать критическую массу, но если вы смогли – это бизнес на миллиард. Amazon, Ebay, Google, Facebook — все из этого класса. На эту тему рекомендую почитать блог platformed.info и мой пост.
Критерии отбора «той самой, единственной»
Тут всё как у Гегеля: «количество переходит в качество». Невозможно выбрать что-то толковое, если вы выбираете при соотношении меньше, чем 1 из 20. Помните, как женился султан в старой математической задаче? Ему привели 100 жён — и он мог смотреть их по одной, каждый раз он должен был либо остановиться на текущей, либо сказать «дальше», но тогда не мог вернуться к предыдущей. Кто знает, какая стратегия оптимальна в данном случае? Напишите в комментариях.
К слову сказать, я потерял довольно много времени и денег на разные проекты, которые заранее были обречены на провал. Получил много ударов по самолюбию и кошельку. Да, нежелание слушать и самообман обходятся обычно дороже всего. После чего решил сделать для себя вот такой чек-лист, чтобы возвращаться к нему всякий раз, когда грызут сомнения. Решил поделиться им с вами, надеюсь, будет полезно.
1. Не инвестировать в то, в чём не разбираешься. Нужно попробовать абсолютно все роли. Например, если инвестировать в образовательный проект, нужно быть и автором контента, и редактором, и преподавателем, и учеником, и администратором, и работником службы поддержки.
2. Инвестировать в стартапы не более 10% имеющихся у тебя денег с полной решимостью потерять их без сожаления. Пока не накопил капитал хотя бы в 100 миллионов долларов, не стоит заниматься инновациями, революциями и прочими прорывными технологиями и «-циями».
3. 90% интернет-проектов — сейловые и только 10% — технологичные. Все проекты нужно переводить, по возможности, в сейловые. Лично я решил вообще не браться за технологичные проекты.
4. В сейловых проектах узкое место должно быть в продажах, а не в разработках. То есть разработки нужно делать только там, где «ноют» клиенты. Если клиенты не ноют, забей на это. Любой сейловый проект можно запустить за 1 месяц. Если сейловый проект не запускается за это время, нужно делать новый, пусть и в рамках старого.
5. Если у тебя меньше миллиона долларов, единственный способ инвестировать и вернуть деньги — найти свою нишу и быть в ней № 1, а также наличие эксклюзивности. Нишу определяют 3 вещи: один тип клиентов + одна проблема + 10 уже существующих способов решить эту проблему = одно новое решение, которое чуть лучше предыдущих.
- Один тип клиентов. Не два и не три. Только один. Кто это? Одноногие дантисты, джазовые композиторы или начинающие сноубордисты?
- Одна проблема, которую вы можете решить в терминах «прибыль — затраты — время». Всего может быть 3 варианта решения:
а) то же, что и сейчас, но в 2 раза дешевле (продаёте «деньги со скидкой», скидка 50% и т. п.);
б) то же, что и сейчас, но зарабатываете в 2 раза больше (продаёте «будущие деньги»);
в) то же, что и сейчас, но без затрат времени, энергии, нервов (продаёте сервис, удобство, экономию времени).
6. Наличие эксклюзивности: если её нет, лучше вообще не браться. Почему? Потому что, как только вы потратите свой миллион и только-только начнёте зарабатывать, конкуренция сделает маржу ничтожной, вы закроетесь и никогда не сможете вернуть вложенного. Как-то я описывал эксклюзивность разных интернет-проектов. Так вот эксклюзивность маленького проекта на ранней стадии может быть только в:
- крутой команде (если вы смогли привлечь лучших в своей области и знаете, что вторую такую же команду собрать не удастся, — это и есть главный эксклюзив; если же любой другой может создать подобную команду – никакого эксклюзива);
- фокусировке (1 узкая ниша = 1 проблема = 1 решение);
- гибкости (возможности менять бизнес полностью каждый месяц);
- переводе 2-стороннего маркетинга в односторонний;
- эксклюзивном контенте, на который у вас есть права;
- уникальности (ниша должна уже существовать, но вы её можете переназвать по-своему, например, «Первый образовательный продюсер»).
7. До всех клиентов можно дешёво достучаться. Должно быть СМИ, которое читает вся ваша потенциальная аудитория, где вы сможете легко прорекламироваться.
8. Маржа. Должна быть достаточной: от 200%, лучше — около 1000%, так, чтобы можно было не менее 50% отдавать в каналы продаж.
Также можете посмотреть презентацию, которую я сделал совсем недавно:
И видео, которое записывал фонд ФРИИ
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford