Итак, вас посетила очередная гениальная идея и вы думаете, что на этот раз точно выйдет миллиардная компания.
Какие параметры/показатели должны быть у компании, чтобы ее кто-то и почему-то оценил в такую сумму или захотел купить за такие деньги?
Сегодня разберем пару примеров оценки компаний (valuation). Чем оценка стоимости недвижимости, отличается от оценки ларька с шаурмой или интернет-стартапа. #10идейдня
1. Начнем с простого, с коммерческой недвижимости.
Если какое-то помещение при сдаче в аренду приносит вам 100 тыс. руб. в месяц. (1,2 млн. руб. в год чистой прибыли), то на московском рынке оно будет продаваться в среднем за 12 млн. руб.
2. Это примерно то же самое, что 10% годовых или окупаемость около 10 лет. Можно ввести простая формула P = M *E, где
P — цена актива
E — прибыль, которую актив генерирует в год. Чаще, вместо прибыли используют EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации)
M — мультипликатор, некое число характерное для отрасли и компаний с похожим темпом роста.
Итого, цена коммерческой недвижимости P = 10*прибыль в год.
3. Почему мультипликатор = 10? А не, например 5 или 21? Примерно к такому равновесию пришел рынок (спрос и предложение) и завязано это чаще всего на предложения по депозитам от банков. Грубо, около 10% годовых.
4. В жилой недвижимости ситуация другая. Если квартира «двушка» стоит 10 млн. руб., то скорее всего, при текущем рынке в Москве, вы будете сдавать ее за 30-40 тыс. руб. в месяц. Что говорит об окупаемости примерно в 20-30 лет.
Депозиты и коммерческая недвижимость считаются одними из самыми наименее рискованными. Поэтому сюда инвестируют для сбережения, а не для приумножения капитала.
5. Дальше возьмем обычный ларек с шаурмой и посмотрим кто и за сколько их продает в Москве. Заходим на avito в раздел «готовый бизнес» и смотрим предложения.
Средний параметры одного ларька с шаурмой такие (из объявлений, цифры не проверял, но в целом очень близко к правде):
— Оборот одной точки в проходном месте около 500 тыс. руб. в месяц. — Одна шаурма стоит около 150 руб., то есть в день нужно продавать около 100 шт., чтобы выйти на такие обороты. Это вполне реально при проходимости места около 10 тыс. чел. за день (у метро, например)
— Аренда около 50-100 тыс. в месяц (10-15 кв. м. в проходном месте)— Зарплата персонала около 50-80 тыс. в месяц, налоги около 10-20 тыс. в месяц— Себестоимость продуктов около 200 – 250 тыс. в месяц. (около 40% от цены)
— Прибыль около 100 тыс. руб. в месяц.
— Продается это все где-то за 1,2 млн. руб. То есть за 1 годовую прибыль.
— Мультипликатор к годовой прибыли = 1 (окупается за 1 год). Мультипликатор к годовой выручке = 0,2
6. Теперь перейдем к стартапам. Надо сказать, что многие пытаются под «стартапом» продать наивным инвесторам тот же самый ларек с шаурмой, только в 10-100 раз дороже. Сейчас вы увидите как это работает.
Итак, заходим в сервис google finance и смотрим параметры публичных компаний, например Яндекс, Facebook или Сбербанк.
Мы увидим у них такой показатель как P/E ratio (price per earning) — это и есть наш мультипликатор.
7. Некоторые примеры на текущую дату:
— Amazon 85
— Google 27,24
— Facebook 21,9
— Яндекс – 16,61
— Газпром – 4,78
От чего зависит этот мультипликатор? От ожиданий инвесторов, от темпов роста и еще множества факторов.
Сравним их с тем, что было выше:
— Коммерческая недвижимость 10
— Ларек с шаурмой 1
8. Выводы для предпринимателей:
— Если ларек с шаурмой сделать mobile+AI и показать рост хотя бы 200% в год (а для этого нужно открыть в первый год одну точку, а во второй еще две) то можно обозвать его «стартапом» и применить к нему мультипликатор не 1 а 20! (как у Facebook) Разница в 20 раз на ровном месте. Правда есть одно НО. Нужно доказать, что ваша сеть “шавермных” будет монополистом и явным лидером на рынке шаурмы, так же как Facebook или Amazon на своих рынках.
— Если есть возможность делать и продавать стартапы, лучше делать их, а не «ларьки с шаурмой». Но в РФ нет рынка покупателей стартапов. Поэтому делайте для РФ «ларьки с шаурмой», а стартапы для US.
— Главная разница между «ларьком с шаурмой» и стартапом a)наличие нечестного преимущества, лидерства, монополии б)дикие темпы роста.
9. Выводы для инвесторов:
— Ты думаешь, что инвестировал в настоящий стартап, будущий Facebook. Но проходит время и ты понимаешь, что это в лучшем случае «ларек с шаурмой».
— Большинство известных мне стартаперов переоценивают свои проекты как минимум в 10 раз, (используют мультипликатор 20, там где он на самом деле 1). Думают, что это «стартап», а это обычный мелкий бизнес, который нужно оценивать как мы оценивали ларек с шаурмой в примере выше.
— Стартапы стоит покупать, только если понятно, кому их можно продать. То есть если есть понятный доступ к US-рынку.
10. И под конец, вот вам задачка:
Если на рынке РФ, самые крупные сделки в области IT-стартапов около $100M (auto.ru, delivery club и др.). Будем считать этот чек как “потолок”.
При этом самые большие темпы роста (и мультипликаторы) демонстрируются ближе к нулю, чем при серьезных оборотах + наш рынок небольшой.
Вопрос: на какой стадии и при каких оборотах выгоднее всего продавать стартапы в РФ? (с учетом, что в самом лучшем периоде у вас будет мультипликатор ~ 15)
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford