Конкурентные преимущества или Только монополия, только хардкор

Питер Тиль в своих крутых лекциях  как-то отметил, что конкуренция и капитализм – вещи противоположные. И что любой нормальный предприниматель должен стремиться к монополии, а не к шатким конкурентным преимуществам.

Если копнуть глубже, окажется, что монополия – это единственный способ гарантировать прибыль, а следовательно и выживание компании. Единственный, необходимый и достаточный.

Под монополией понимается не только ОПЕК, контролирующий цены на нефть или РЖД или Газпром. К монополиям можно отнести кафе в кинотеатрах, где мы покупаем попкорн за 100 руб, вместо 10 руб., потому что у нас в конкретном здании и в конкретное время нет другого выбора.

Или Яндекс.Пробки в Москве – потому что мы больше нигде не получим достоверной информации о пробках.

Или доску объявлений Avito – потому что, по большому счету, нам больше негде продавать б/у электронику.

Если приглядеться и правильно настроить свои «локаторы» – можно увидеть множество монополий вокруг нас. От нишевых магазинчиков с уникальными товарами, до Apple с его закрытой платформой, AppStore, iTunes  и мощным брендом.

Печальная участь тех, у кого нет монополии

Один мой знакомый (ему сейчас за 50), всю жизнь делал какие-то небольшие бизнесы. Мебельные магазины, агентства недвижимости и т.п. Но каждый раз повторялась одна история – он раскручивал бизнес, потом приходили конкуренты, маржа “схлопывалась” и он продавал бизнес.

Тысячи людей каждый день открывают интернет-магазины в надежде заработать и обрести «финансовую свободу». И что обнаруживается? Что если торговать тем же товаром, который есть на Яндекс.Маркет – выше  чем у конкурентов цены поставить нереально. У поставщиков выбить большие скидки так же невозможно, потому что конкуренты закупают большими партиями.  В итоге получается небольшая маржа, которая полностью “съедается” логистикой.

В условиях идеальной конкуренции (с количеством конкурентов хотя бы более 10) – такие проекты стабильно убыточны. Все коммодити (товары широкого потребления) конкурируют по цене. И эту игру выигрывают крупные монополисты (Магнит, Ашан, Amazon и т.п.)

В итоге начинающие проекты либо закрываются, либо начинают специализироваться на товарах, которых нет в Яндекс. Маркете и на прилавках Ашана, то есть уходят в узкие ниши. И только в случае если в этой нише нет никого, они становятся «нишевым монополистом» и начинают зарабатывать.

Примеров очень много. Но если кратко, я не знаю ни одной компании, которая бы выжила в долгосрочном периоде, не найдя себе монополию в чем-либо. Локальную или глобальную. На коротком отрезке времени или на длинном. А вы?

Откуда все пошло

Если посмотреть на эволюцию, все растения и деревья – территориальные. Их территория и есть монополия. Они бьются за место под солнцем и его энергию в прямом смысле. Если береза не смогла пробиться вверх и занять нужную площадь, она погибает.

Многие животные – территориальные. Потеря территории для льва – равносильна смерти, его стая не сможет прокормиться.

Все войны прошлого и настоящего идут за монопольную власть над определенной территорией или ресурсами. Почему люди умирали и будут умирать за монополии и за свою территорию? Потому что есть кое-что хуже гибели миллионов. Потеря территории и монополии над ней во все времена означало гибель не только войнов, но и всех будущих поколений, которые в лучшем случае становились рабами.

Помимо территории, у большинства живых существ, в том числе и у нас, есть монополия на секс – она называется семьей. Эта монополия гарантирует мужчине – что будущие дети, на самом деле от него, а женщине – что о ней и о детях будут заботиться.

После октябрьской революции в 20-е годы, семья считалась пережитком прошлого. Маяковский, например, жил с Лилей Брик и ее мужем. И только в 30-е годы институт семьи был снова возрожден, так как катастрофически начала падать рождаемость и появилось много беспризорников.

Та же вечная борьба за ресурсы и монополии наблюдается и у компаний. И если компания не находит своей монополии, она неизбежно становится коммодити. Став коммодити – она неизбежно конкурирует по ценам. И если она не самая крупная в данном сегменте, то борьбу по ценам проигрывает и уходит с рынка.

 Что делать?

Хорошая новость в том, что монополии можно создавать. И то, что этот процесс относительно управляем. Я не говорю сейчас про мировые монополии типа De Beers. Речь скорее идет о локальных монополиях.  Хотя все нынешние гиганты когда-то начинались с локальных ниш.  Частично я уже писал об этом.

 

Всем желаю добра и найти свою монополию )