Наша цивилизация вошла в фазу самоустранения людей. Раньше я отдавал письма почтальону, но вот появился email и забрал работу у почтальона. Когда-то я нанимал дизайнера и верстальщика для создания простого сайта, но вот появилась tilda и wordpress и забрали у них работу. Uber забрал работу у диспетчеров такси, а после внедрения самопилотируемых автомобилей и у таксистов.
Хороший продукт – это не тот, который просто делает свою работу, а который отбирает работу у других, у людей или других продуктов.
Если я запущу новый стартап/продукт и он будет успешен, это значит только одно – кто-то потерял работу (другой продукт или другие люди). Если я не смогу отобрать работу, значит мой продукт ничем не лучше, его никто не будет нанимать на работу (вместо кого-то, кто делает работу хуже) и значит он не взлетит.
Люди проигрывают хорошим продуктам. Люди ленивы, не пунктуальны, нестабильны, склонны к разным настроениям. Поэтому нас, кожаных существ, будут замещать везде где можно. Иногда продукты будут бороться за работу между собой, типа как Яндекс и Гугл, но чаще будут бороться с нами.
Отсюда простой рецепт, как придумать хороший продукт. Найдите место, где в компаниях почему-то до сих пор работают люди и постарайтесь убрать их. Найдите продукты, которые работают плохо и отберите у них работу. Это главный тренд ближайших лет.
Особенно хорошие перспективы у AI, которая должна отобрать работу у большинства врачей, учителей, юристов, банкиров, менеджеров, сотрудников кол-центров и многих других.
Хотите узнать, что такое компания будущего? Это два-три человека, которые создают новые продукты, отбирающие работу у других продуктов и людей. При этом эти «спецназ-ребята» настолько эффективны, что делают работу целой корпорации из 10 000 человек, потому что перед этим они уволили их всех и заменили их более эффективными сервисами.
Что же будет с теми 10 00 чел., у которых отобрали работу? Что будет с нами? Мы либо научимся отнимать работу у других (станем предпринимателями, создателями продуктов), либо будем работать в «гос.компаниях» – целыми днями играть в игры, общаться, пить кофе и принимать другие бодрящие препараты. И это не то чтобы будущее. Зайдите в офис в любой крупной компании и присмотритесь. На 90% это развлечение и ненужные ритуалы типа совещаний, общения в соц.сетях и тренингов.
С офисами будет примерно то же, что сейчас с сельским хозяйством. 1 фермер с помощью современного трактора и удобрений может прокормить 10 тыс. чел. Но что делать этим 10 тыс. чел. со своими огородами? Правильно, играть в фермеров, то есть быть дачниками. Делать вид, что мы тоже выращиваем картофель, но потом идти и покупать этот картофель у настоящего фермера.
Кто-то думает, что предприниматель – это человек, который создает рабочие места, дает людям работу. На самом деле это обман. Предприниматель отбирает работу и чем лучше он это делает, тем больше ему достается денег и славы.
А у кого ваш продукт/стратап/сервис отбирает работу? И если ни у кого, зачем вы этим до сих пор занимаетесь? Напишите в комментариях.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford