Минимально полезная работа. MED

0
(0)

Странное совещание продолжается 3-й час. У многих в глазах читается: «Какого … мы тратим на это время?». Абсурд усиливается тем, что мы обсуждаем метод Lean, эффективность, бла-бла-бла.

Один из участников, робко спрашивает – “А почему бы нам не применить Lean к нам самим? Кто заказчик наших посиделок, какую проблему на самом деле решаем и кто оплачивает убитое время?» Как любой слишком честный и очевидный вопрос, он остался без ответа.

Все переходят к обсуждению найма сотрудника, который бы вел отдельный календарь и повестку встреч. Для совещаний экспертов по эффективным коммуникациям, борцов со всем лишним, эдаких Lean – аскетов.

Уже в машине, я думаю про себя: «а ведь Парето был не прав. Не то чтобы 20% усилий приносило 80% результатов. В реальности все гораздо хуже. 99% усилий пропадает впустую и максимум 1% – приносят пользу».

Оглянулся на все те проекты, в которых я участвовал. Из более чем 100 проектов, 1 из них принес 99% денег. А во всей предыдущей 100-часовой рабочей недели, была всего 1 продуктивная встреча и 2 важных звонка, общей длительностью не более 30 мин.

Проблема в том, что как бы я ни старался повысить эффективность, какие бы супермодные GTD, time-management технологии не применял, результат потерь (если по-честному) всегда около 99%. Чем больше я упражнялся во всех этих штуках, тем больше портил себе настроение.

В конце концов я понял, что это неважно. Тайм-менджмент и я вовремя разошлись разными дорогами.  Сейчас мне кажется, что это был просто модный глюк. Время – конечно же бесценный ресурс, но мы на него особо не влияем. И конечно, по прошествии окажется, что 99% времени пропало впустую? Ну и что? Каждые сутки пропадает 24 часа.

Я нашел подход перпендикулярный “тайм-менеджменту”, а всякие там GTD –методики и трекеры времени отправил в корзину. И вздохнул с облегчением. Хочу вам рассказать о MED (minimum effective dose)  или минимально – полезной работе, как я бы назвал это по-русски.

MED – minimum effective dose и артефакты

Впервые я встретил этот термин у Тима Ферриса. Он использовал понятие минимально-эффективной дозы/минимально полезной работы и для объяснения принципов обучения и для проектных задач и даже для похудения.

Грубо говоря, для того чтобы заговорить по-английски достаточно выучить около 600 базовых слов и заниматься хотя бы по 20 мин. ежедневно. Если заниматься меньше, то “критическая масса знаний” будет не достигнута и все усилия пропадут напрасно. А если больше – “переинвестируешь” время и не особо-то сильно продвинешься по сравнению с тем, кто занимается по 20 мин и учит 600 слов.

Пример в бизнесе – это презентация, которая сделана,  показана заказчику и по ней получена обратная связь в виде денег или хотя бы комментариев.  Большинство людей либо не доводят работу до конца (делают презентацию – но не получают по ней обратной связи), либо “переинвестируют” (делают слишком много того, что не нужно).

Искусство – нарезать всю работу на “минимально полезные кусочки”.  Один минимально полезный кусочек, атом работы иногда называют артефактом. Это может быть файл word, или посадочная страница, или mp3 – файл. Что-то, что можно сделать “отчуждаемым” от автора, несет самостоятельную ценность и может быть показано кому-либо еще. 

Этот подход сочетается с Lean (Toyota Production System). Там основные принципы повышения эффективности такие:

  • Ценность – ценностное предложение, за которое платит клиент. Например “приведем вам в ресторан 100 клиентов в день по цене 500 руб. за клиента”. Это ценностное предложение может быть реализовано сотней методов.  Ресторатора не волнует как именно будет реализовано это ценностное предложение, поэтому задача реализовать его самым простым способом.
  • Поток ценности – выравнивание всех бизнес процессов в линию. Максимизация потока. В производстве – выравнивают станки в линию, проходят с секундомером, “убивают” лишние операции. В информационной среде – проектируют процесс “с конца”. Находят способ максимально быстро, дешево и даже “тупо” доносить ценность. Для многих становится открытием, что продавать “вручную” и вести базу в excel в некоторых случаях гораздо эффективнее, чем пытаться автоматизировать.
  • Минимальные штучные партии – это обеспечивает максимальный поток ценности. Производительность прямо зависит от “дробности” задач. В производстве – это 1 штука товара. В информационных системах – это 1 артефакт.
  • Универсальные люди – это обеспечивает максимальную гибкость под любые изменения.
  • Недозагрузка. Так как делаем только то, что нужно и под заказ, большую часть времени простаиваем (и это нормально), в это время учимся и продолжаем улучшать процессы. В некоторых странах пытаются ввести 4-х часовой рабочий день.  Хорошая практика – успевать все сделать до обеда, а после обеда оставлять “буфер” на непредвиденное.
  • Вытягивание заказов (Pull) – все делается только под заказ конкретного клиента (система карточек Kanban). В случае компании, каждый следующий участник процесса – клиент для предыдущего.
  • Перфекционизм на то чтобы сделать хорошо и плохо требуется одно и то же время, но брак потом приходится переделывать и тратить время.

Итак, вот критерии минимально полезной работы

Критерии MED

  • Утром 1 задача. 2-4 часа до обеда без прерываний.
  • Есть отчуждаемый от автора артефакт.
  • Обязательно показано или передано другому человеку, клиенту. Это самый важный пункт – без этого весь смысл теряется.
  • Артефакт может быть использована тут же “как есть” другим человеком (переслать, показать другим) без доработок.
  • Пользователь/клиент тут же получает пользу/ценность/деньги или “надежду на быструю пользу”

Когда говорят про MVP стартапа (минимально – жизнеспособный продукт)  – это тоже артефакт и для него применимы все те же законы.

Курс  “Бизнес за 21 день” как серия артефактов

По этим же критериям я решил перестроить свой курс. Бизнес за 21 день, который я уже проводил несколько раз и каждый раз значительно улучшаю и дорабатываю.

И хотя в названии существует намек на время “21 день” – это в общем- то не так важно. Гораздо важнее что, в это раз я решил его построить на  основании 21+ артефакта. Сколько у кого займет время на реализацию каждого артефакта – трудно сказать. В целом не более 1-2 часа в день. Важно чтобы они были сделаны максимально простым способом.

Артефакты курса – Бизнес за 21 день :

  1. Дневник проекта. Бизнес-модель проекта 14 блоков на 1-м листе.
  2. Профиль кандидата/скрипт вопросов для интервью, схема распределения долей в excel
  3. «Трекшн-карта» в Excel и HADI -гипотезы на ближайшую неделю
  4. Оценка рынка, шаблон в Excel (TAM, PAM, SOM)
  5. Медиаплан в Excel. Семантическое ядро 1-5 тыс. запросов. Оценка стоимости привлечения из FB, VK, Google, Yandex
  6. ABC сегментация клиентов, стадии «воронки продажи» в Excel
  7. Скрипт проблемного интервью в Excel. Первые 10 контактов
  8. Скрипт решенческого интервью в Excel.
  9. MVP прототип на бумаге и  mockup в  html
  10. Посадочная страница в WordPress/Wix, группа во ВКонтакте/FB, домен, хостинг, определен список необходимых функций, плагинов, инструментов
  11. Таблица с тарифами. Матрица позиционирования в Excel
  12. Телефония, корп.почта, работа в trello, описание основного процесса. Определены задания для фрилансеров. Выбраны call-центр, курьерская служба, CRM-система, CMS – система
  13. Модель unit-экономики в Excel. Определены цели – настройка GA, YandexMetrika
  14. Определена основная стратегия привлечения, активации и продаж (в дневнике проекта), схема мотивации продавцов и структура отдела продаж.
  15. Cкрипты продаж 
  16. Посадочная странца. Шаблоны цепочек рассылок.
  17. Настроенная кампания в GoogleAdwords и Vkontakte. Уточнен медиаплан
  18. Уточнение позиционирования, определена стратегия создания «локальной монополии»
  19. Выбрана модель монетизации, определена минимальная отчетность в excel
  20. Roadmap продукта по функциям на ближайший год + уточненная бизнес-модель проекта на 1-м листе.
  21. Шаблон оценки стоимости компании,  схема распределения долей, KPI

Update:

Несколько моих друзей из fb тут же возбудились увидев формулы на картинках. Спасибо, что попросили разъяснить смысл и контекст.

Итак, для примера пусть ваша работа оценивается клиентом в 1000 руб. в час. И вы можете взаимодействовать с ним (продавать свою работу) каждый день. Например, вы репетитор английского и занимаетесь каждый день по 1 часу.  Пусть в 1-й день ваша ставка равна 1000 руб. за 1 занятие.

Дальше 2 сценария:

  • Вы можете каждый день чуть улучшать ваш процесс и повышать ценность и цену для клиента на 1% в день.  На 2-й день: 1000*1,01 = 1010 руб. На 3-й день: 1020,1 руб.   На 365-й день 1 час вашей работы будет стоить 37 783 руб. Что вполне реально, если вы например, будете давать не просто уроки английского, а оказывать бизнес-консалтинг по-английски для начинающих арабских инвесторов.
  • Или вы можете ничего не делать, и для чтобы удержать клиента предлагать ему скидку 1% от предыдущего занятия, чтобы удержать его. 2-й день: 1000*0,99 =990 руб. На 3-й день: 980,1 руб. И т.д. На 365-й день стоимость вашего часа будет –  25,5 руб.  Такие деньги (в пересчете на 1 час) могут получать студенты инъязов в государственных школах на стажировках.

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.