Бизнес-модели из Китая

Недавно у нас в #UnitedInvestors была встреча в Москве, где Андрей Молчанов из Mail Group делал крутую ликбез-презентацию про инвестиции в Китай и вообще, что там посмотреть из бизнес-моделей.
 
Тем кто был, повезло, пообсуждали вживую. Для остальных, вот несколько интересных фактов и идей, которые привлекли мое внимание.
 
1. Китай на текущий момент, похоже, лучшее место для копирования бизнес-идей в Россию. Про него меньше знают, а те кто знают получают преимущество.
 
Многие наши предприниматели до сих пор мечтают попасть в Кремниевую Долину, в то время как продвинутые стартаперы из Долины мечтают попасть в Ханчжоу.
 
2. 98% пользователей — мобильные. Китай проскочил эпоху PC. Все, что там делается сначала для телефонов и потом только для десктопов.
 
3. Сильно влияет регуляторы/правительство. Файрволл гасит Гугл, Facebook, Instagram и др. – это позволило вырастить своих сильных игроков. Например, Tik Tok вырос из-за отсутствия в Китае Instagram. А в других странах, где есть Instagram рост не такой сильный и по ощущениям Instagram побеждает.
 
4. В Китае, как и в РФ твой стартап купить может всего 3-4 корпорации. У нас это Яндекс, Mail, Сбербанк. В Китае это Alibaba или Tencent.
 
5. В Китае супердешевая (около 100 руб) и быстрая доставка (около 2х дней). Гораздо сильнее развита электронная коммерция и доставка еды (что хороший сигнал для нашего рынка, похоже есть куда расти еще 2-5 раз). При этом рынок такси примерно такой же (сигнал, что у нас он больше не вырастет)
 
6. В день в РФ отправляется около 1 млн. посылок, в Китае около 138 млн. посылок. При том, что численность их всего в 10 раз больше, означает, что средний китаец делает онлайн-покупок в 14 раз больше (!)
 
7. Основные компании, которые нужно знать в лицо:
— Baidu – поисковик. Основной упор на AI и умную колонку.
— Alibaba – электронная коммерция + финтех (alipay)
— Tencent — соц.сети, аналог Mail Group с VK, OK и др. WeChat – тоже их продукт.
— Bytedance — за несколько лет вырастили до размеров в $75B, ТикТок — конкурент Instagram
— Didi – монополист на рынке такси
— Meituan — аналог Groupon, который запустил сбор отзывов по ресторанам (типа Yelp) и доставку еды (типа Delivery Club) и все это дало отличный рост.
 
8. Интересная бизнес-модель магазинов Hema. Формат офлайна с QR-кодами, когда тебя обязывают платить только через их приложение и отправляют продукты домой (отложенная доставка). У нас это может сработать во ВкусВилл, например.
 
9. Pinduoduo — коллективные закупки с элементами игры. Можешь купить 1 кг. апельсинов за $10, а можешь сделать чат и позвать друзей и тогда будет большая скидка, например 50-70%.
 
10. Yunji — MLM для онлайна. Посетитель магазина может просто купить товар, а может стать евангелистом/менеджером и продвигать товары этого магазина.
#10идейдня
 
Вопрос в студию — какие еще интересные бизнес-модели/проекты вы встречали в Китае, которые самое время копировать в России?