Главной валютой этого и следующих лет будет внимание и доверие аудитории. А значит любые проекты, которые что-то делают в этом поле а) с более низкой стоимостью привлечения б)с лучшим вовлечением и удержанием аудитории — обречены на успех.
Что же такого появилось нового в технологиях и поведении людей, на что можно сделать ставку? Первое, что бросается в глаза, после анализа сотен трендов и публикаций #tweekly за прошлый год — это цифровые персонажи, дипфейки и цифровые блоггеры.
С одной стороны, в этом нет ничего нового — те же Хрюша и Степашка из передачи “Спокойной ночи, малыши!” или Нео из фильма “Матрица” — примеры цифровых персонажей, которых мы все знаем и любим.
Но теперь, этих персонажей можно создавать очень дешево и они могут вести собственные соц.сети типа Instagram/ТикТок и собирать аудиторию. Причем делать это лучше, чем обычные блоггеры.
Давайте пройдемся по некоторым важным элементам этого нового чудного мира.
Дипфейки
По отчету Sensity, число дипфейк-видео в интернете растет в геометрической прогрессии. Расцветают компании “дипфейк как сервис”, которые предоставляют неограниченный рекламный контент без проблем с авторскими правами:
Generated.photos — искусственные лица для рекламы.
Soul Machines – создание виртуальных людей, подняли $65M инвестиций.
Rephrase — персональные дипфейк-видео для ваших клиентов.
Рынок аудио-дипфейков также набирает обороты благодаря росту подкастов. Самое распространённое применение — клонирование голоса, рынок растёт на 20% ежегодно.
Например, если в интервью вы случайно сказали «ложить» вместо «класть», можно исправить ошибку с помощью дипфейка вашего голоса. Примеры стартапов в этой области: My own Voice, Descript.
Мошенники вовсю внедряют подобные технологии для фрода: например, недавно форекс-брокер создал дипфейк CEO Dbrain и от его имени продавал финансовые услуги.
B2C-сервисы для дипфейков сейчас тоже хайповая тема, регулярно попадающая в новости:
Avatarify — российский сервис, покоряющий чарты App Store. Переносит вашу мимику на лицо знаменитостей. Можно поздравить друга с днем рождения лицом Путина, например.
Deep Nostalgia — оживление старых семейных фотографий, как в «Гарри Поттере».
Дипфейк Тома Круза стал звездой TikTok.
Виртуальные инфлюенсеры
Виртуальные инфлюэнсеры тоже набирают обороты. Стримеры-анимешки на Twitch, виртуальные ведущие на РБК, клонирование голосов с помощью ИИ – всё это позволяет быстро и дёшево клепать тонны контента без затрат на настоящих инфлюэнсеров.
Виртуальные инфлюэнсеры заключили сделки с брендами Dr. Pepper, Calvin Klein и десятками других популярных брендов. LG использовала виртуального человека для презентации на выставке CES этого года.
Lil Miquela — самый известный digital influencer.
В чем тренд? Видео становится всё более популярным каналом продаж и контактов с аудиторией. Однако производство видео несравнимо дороже текста. Поэтому на помощь приходят нейросети: сейчас уже практически невозможно отличить настоящего человека от дипфейка. Ещё под эту повестку можно раздуть хайп о том, какие мы прогрессивные и экологичные.
За счет чего? Это дешевле и быстрее в производстве контента по сравнению с живыми ведущими. Виртуальные маски не стареют, им не нужен стилист и светотехник, не нужно нанимать дорогостоящих звёзд для рекламы и оплачивать им логистику – можно раскрутить виртуального инфлюэнсера и под его маску засовывать любого ноунейм-актёра.
Ещё примеры:
Soul Machines – создание виртуальных людей, $65M инвестиций.
Reface – замена лиц на видео.
Rephrase – можно написать текст с именем клиента, и нейросеть автоматически отправит ему персональное дипфейк-видео.
Проект Neon от Samsung – видеочат с компьютерным человеком, который выглядит максимально реалистично. Юзкейсы – искусственные телеведущие, банковские консультанты и компаньоны.
Unreal на днях представил MetaHuman Creator на базе своего движка. Посмотрите видео, выглядит вполне в духе “Черного Зеркала”.
Что делать
Я в конце 2021-го года потестировал множество сервисов в этом поле и пришел к удивительному и старому выводу — дело не в технике, а в умении рассказывать истории.
Да, технически там все еще сыро (я пару недель мучал одну штуку пока не настроил), но это не страшно. По закону Мура через 1-2 года все станет работать лучше, дешевле и быстрее.
Магия и “соль” тут не в технике, а в самих персонажах и в их истории, то есть в классном сценарии. Так, чтобы за этим персонажем хотелось следить и подписываться на него.
У меня есть жгучее желание запустить пару цифровых персонажей и посмотреть, что из этого выйдет.
Поэтому ищу сценариста (ов) которым интересно поработать в этой области. Вот описание вакансии “Дипфейк-сценарист” и тестовое задание.
Буду благодарен за рекомендации подходящих сценаристов. Мне можно писать ЛС или на a@tweekly.ru
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford