Продолжаю набрасывать тренды 2020-го (тренд №1 см. во вчерашнем посте)
Одна знакомая китаянка пожаловалась, что у них большинство парней 20-30 лет совсем не похожи на мужиков, скорее какие-то дети. Ну и, конечно, она не хочет выходить замуж за ребенка, а тем более рожать детей от детей.
Я тут же про себя придумал хокку:
“Сложно выбрать
Из миллиарда песчинок одну любимую.
В Сибирь уеду, там проще будет”.
Попробуем разобраться, почему стремление продлить детство — устойчивый тренд и как он сильно влияет на поведение пользователей, бизнес и т.п.
1. Люди стали жить лучше. Продолжительность жизни за 20-й век увеличилась чуть ли не в 2 раза, благодаря антибиотикам и достижениям науки.
2. Если в каких-то странах до сих пор женятся в 12-14 лет, кормят семью и начинают зарабатывать, то у нас (и в большинстве развитых стран) в 24 года ты еще практически ребенок, живешь с мамой или протираешь штаны в ВУЗе/аспирантуре и понимаешь, что спокойно можешь отложить женитьбу и всю эту взрослую, ответственную жизнь лет до 30-40.
3. Как оказалось, в природе, чем более развит организм и чем выше его ступень эволюции, тем дольше его период детства/юности. У мышей детство — несколько недель, у собак — несколько месяцев, у обезьян — несколько лет, а у человека может и 2-3 десятка лет продлиться.
4. Похоже, что цивилизации и культуры, которые заставляли детей работать уже в 10 лет, проиграли цивилизациям и культурам, которые дают человеку возможность 30 лет учиться и только ближе к 50 что-то там начинать делать.
5. Как рассказывал мне товарищ, который был в Японии — там не принято заниматься бизнесом раньше 50-60 лет. И если ты 35-летний идешь на встречу, скорее всего тебя не воспримут всерьез. Типа “мальчик, иди приведи взрослых”.
6. Это сильно влияет на потребительские предпочтения и рынок труда. В моде подростковая одежда и игры. В ресторанах когда-то были детские комнаты отдельно для детей. Но взрослым так понравилось там, что теперь многие кафе — сплошь детские комнаты, чтобы родители могли играть как дети.
7. Молодые люди не спешат заводить семью, могут спокойно прожить всю жизнь с родителями. Это раньше было “лишний рот — обуза”. А теперь в городах с высоким уровнем развития всего один работающий взрослый может прокормить 10 тунеядцев.
8. Уровень жизни кое-где стал настолько высок, что можно прожить сытую и беспечную жизнь абсолютно ничего не делая, “подклевывая” у друзей, брать вещи в разделе “отдам даром” и т.п.
И это не из области фантастики — у меня перед глазами есть наглядные примеры даже в Москве, не говоря о более теплой и сытой Европе.
9. Кто-то скажет “вялые потомки”, а кто-то, что “первые 40 лет жизни мальчика, самые трудные”. Но история показывает, что старики всегда брюзжали, а молодое поколение становилось улучшенной версией предков.
С другой стороны, если продолжительность жизни вырастет, например до 150 лет, то почему бы первые 50 лет не потратить на детство?
10. Современные подростки не стремятся массово стать “директорами” или “олигархами”, купить машину, квартиру и дачу или взять на себя много ответственности. Скорее предпочтут работу официантом или барбером, чем в душном офисе сидеть за монитором.
Скорее предпочтут более низкооплачиваемую работу, но со смыслом и миссией (или просто клевую, например, кормить панду в зоопарке), чем бессмысленное зарабатывание денег в банке.
Этот сдвиг возраста и предпочтений порождает новые бизнес-модели. Например, есть курсы типа “бизнес для школьников” (взрослые предметы для детей), но похоже пора делать курсы по детским предметам для взрослых.
#10идейдня
А теперь серьезный вопрос — в ближайшие дни у нескольких моих друзей день рождения. Мальчикам и девочкам под 40 лет и у них почти все есть. И вот я думаю, что им лучше подарить. Варианты — радиоуправляемый вертолет, игровая приставка, носки с утятами, что еще?
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford